Сказка развивает познавательный мир ребенка, расширяет кругозор, способствует совершенствованию речи и мышления, национального самосознания.
Сказочные истории воспитывают бережное отношение к миру живых существ, природе и экологически образовывают ребенка.
Волшебные приключения в сказке снижают тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от стрессов, накопить силы.
Через сказку ребенок получает знания о жизни людей, их проблемах и способах их преодоления. В подсознание ребенка закладывается «банк жизненных ситуаций и решений», которым человек пользуется всю жизнь.
Истинные сказки наполняют мир ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.
Во время чтения сказки нервная система детей находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка их собственных психологических проблем, внутренний мир ребенка восстанавливается и гармонизируется.
Как общаться с детской сказкой?
v Читайте и анализируйте сказки с малых лет. Подбирайте сказки в соответствии с возрастом ребенка, помогите ему понять их смысл и поступки героев
v Перечитывайте с ребенком любимые сказки много раз
v Рассказывайте народные «бабушкины» сказки
v Сочиняйте сказки вместе с ребенком, развивая его творческие способности и речь
v Рисуйте иллюстрации к прочитанному
v Изготавливайте (лепите, конструируйте, вырезайте из бумаги) героев и персонажей, вместе шейте и вяжите кукол
v Почувствуйте проблему малыша (страх, тревогу, одиночество) и придумайте сказку, где герой находит способы преодолеть эту неприятность
v Разыгрывайте сказочные сюжеты, отводя ребенку роль персонажа с похожими проблемными или недостающими ребенку чертами характера: боязливому - роль смелого рыцаря, а жадному – щедрого волшебника
Как научить строить сюжетную линию сказки
Сочините вместе с детьми сказку о приключениях весеннего листочка. Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, малыш вспомнит признаки весны, научится использовать имеющиеся у него знания о весне в новой творческой ситуации. А это значит, что будет учиться быть не потребителем, а творцом! Предварительно обговорите сюжет сказки с ребёнком.
Спросите малыша:
v «Наш герой – листочек – с какого дерева будет этот листочек – молодого или старого? Клёна или рябины? У него будет имя? »
v «С чего начнётся наша сказка?»
v «Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с ветром? Или встретит на своем пути серебристую паутинку и начнёт беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывёт по реке, а по пути будет знакомиться с деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенёк и увидит, разных насекомых, с ними подружится.
«Чем всё закончится?»
Такое простое планирование сказки поможет ребёнку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения сказки будет лёгким и приятным для малыша! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным. Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чём в ней говорится.
Пусть могучая энергетика сказки накапливается в душе вашего ребенка! Сказочного взросления!
Подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.